г. Екатеринбург,
ул. Репина, д.3

usma@usma.ru

(343) 214-86-71

Факс:

(343) 371-64-00

Уральский государственный
медицинский университет

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования



Методическая школа ФГБОУ ВО Минздрава России


Методическая школа ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России – это исторически сложившаяся система традиций, концептуальных основ организации, ведения, сопровождения учебного процесса информационно-методическим, материально техническим обеспечением, которая сохраняется, передается и развивается поколениями преподавателей вуза. 

Методическая школа объединяет педагогический состав УГМУ в единый коллектив, достигающий цели и решающий задачи в области образовательной деятельности академии: создание условий подготовки выпускников, формирующих нравственный, культурный и научный потенциал  в сфере здравоохранения Уральского региона в условиях инновационного развития России.

Фундамент методической школы университета заложен в далекие тридцатые годы прошлого столетия. В период становления вуза и первого ее выпуска (1931-1935 гг.) профессиональную подготовку врачей возглавили  известные ученые, профессора А.Т. Лидский, В.О.Клер, К.П.Ягодин, В,Д,Чаклин, С.Я.Голосовкер Е.С.Кроль –Кливанская и многие другие. Выдающиеся врачи –клиницисты становились педагогами, передавая первым студентам -медикам прежде всего этические нормы общения с пациентами, формируя профессиональные навыки, которыми в совершенстве владели сами. Важнейший методологический принцип, заложенный в те годы и сохраняющийся в УГМУФ по сей день в качестве первоосновного это – приоритет практической подготовки, обучение будущего врача непосредственно у постели больного либо в условиях амбулаторной практики. Возглавившие первые кафедры клинических дисциплин доктора наук, профессора А.Ю.Лурье, Л.М.Ратнер, Б.П.Кушелевский, доценты А.П.Лаврентьев, С.А.Брайловский с самого начала организовали учебный процесс непосредственно в лучших по тому времени клиниках, институтах медицинского профиля: городской клинической больница № 3, глазной больнице им. АА. Мстиславского, НИИ охраны материнства и младенчества, травматологии и ортопедии, туберкулеза, физинституте.

Конец тридцатых, начало сороковых годов, несмотря на наступившее лихолетье военного периода, характеризуются внедрением в методики проведения занятий по дисциплинам естественно- научного цикла использование учебного, лабораторного оборудования, на котором отрабатывались практические навыки. Практикоориентированность образовательных программ четко прослеживается во все периоды образовательной деятельности УГМУ. Привлечение студентов к научным исследованиям, проводимым учеными вуза по военно-медицинской тематике, проблематике эпидемиологии, гигиены условий труда на оборонных предприятиях являлось непосредственным продолжением учебного процесса и одновременно воспитанием научно-педагогических кадров для мединститута.  В этот же период было обосновано и внедрено в институте послевузовское профессиональное усовершенствование врачей.

В послевоенные годы развивались и укреплялись методические школы по основным направлениям подготовки специалистов для здравоохранения. С именем профессора С.В.Миллера связано становление методической школы  гигиенистов эпидемиологов. По примеру его,  своего учителя,   профессора В.А.Гаврилова (гигиена труда), И.П.Сакулин (эпидемиология), В.А. Литкенс, А.П.Боярский (ОЗЗО), Е.В.Готлиб (коммунальная гигиена),  доцент Н.В. Рябова (гигиена детей и подростков) брали под крыло каждого молодого преподавателя, зачастую приходившего прямо со студенческой скамьи. Открытые уроки, обязательное присутствие на лекциях всех свободных от занятий преподавателей кафедры, детальный разбор методики чтения лекций, мастер классы- вот основные приемы подготовки нового поколения педагогов.

В учебно- методической работе по направлению внутренние болезни наиболее заметный след оставили И.В.Шаклеин (фтизиатрия), И.М.Хейнонен (кардиология), А.И.Кортев (инфекционные болезни); по направлению хирургия, акушерство, гинекология- профессора В.Д.Чаклин (травматология, военно-полевая хирургия), Н.П.Макарова, В.М.Лисиенко, В.А.Козлов (хирургические болезни), И.И.Бенедиктов (акушерство, гинекология). Общность целей, задач и принципов методического обеспечения подготовки врачей отличает методическую школу педиатров, наиболее яркими представителями которой  были и являются пофессора: Э.Д.Вогулкина, Заслуженный деятель науки О.А.Синявская, А.М.Чередниченко, Н.А.Харитонова, Н.Е.Санникова. Доктора наук профессора Л.П.Мальчикова, Б.Я.Булатовская, В.С.Погодин - основатели методической школы по   подготовке врачей стоматологов. С именами профессоров А.М.Генкина, М.Г.Быстрицкой, Н.А.Глотова, доцентов К.С.Ждахиной, Л.А.Каминской связано становление и развитие методического направления школы по естественно-научным дисциплинам: разработка учебно-информационного сопровождения лабораторных работ, внедрение тестов, как оценочных материалов, учебно-исследовательские работы студентов – далеко неполный перечень привнесенного    в учебный процесс. 

Совершенно особая система методического обеспечения сложилась в направлении изучения гуманитарных, социально-экономических дисциплин. Система характеризовалась разработкой методических комплексов, созданием методических кабинетов, организующих и направляющих работу по коммунистическому воспитанию обучающихся и сотрудников. В свою очередь преподаватели-проводники идеологии Коммунистической партии достаточно жестко контролировались райкомами, горкомами КПСС. Вместе с тем, в те годы, во-первых, сложилась стройная система методического обеспечения, а во-вторых и на сегодняшний день ППС кафедр философии, истории, права и т.д. сохраняют лучшие традиции тех лет и не снимают с себя ответственности за воспитание высоких моральных качеств выпускников, ответственность за формирование их общекультурных компетенций.
Ярко выраженным лидером методической школы УГМУ, оставившим заметный след во всей сложившейся педагогической системе университета, определивший идеологию научно-методической, методической деятельности   был проректор по учебной работе УГМУ  последней четверти 20 века - профессор В.С.Полканов. Имея степень кандидата наук, за созданную научно-обоснованную  и продуктивную систему, воспитание в процессе методической деятельности целого поколения новых, увлеченных методической работой преподавателей  Виталий Степанович был удостоен звания профессора. С того периода наличие на кафедрах рабочих программ по 100% дисциплин учебного плана, и стопроцентное методическое сопровождение практических занятий норма в университете. Эту работу направлял и контролировал созданный в 80-годы методический кабинет, которым руководили сильнейшие методисты доценты А.А.Маратканова, З.М.Мельникова. В вузе наряду с методической работой развивалось и научно-методическое направление. В вузе проводились научно-методические конференции, разрабатывались основы методик деловых игр, разработки межкафедральных программ (прообраз междисциплинарных модулей для формирования компетенций), внедрялись формы представления учебной информации в виде графов логических структур, обосновывались методические подходы к стандартизованным формам контроля знаний. Издавались сборники материалов конференций. До сей поры представляют интерес публикации по оценке эффективности применения в учебном процессе ситуационных задач, применения контроля остаточных, входного и итогового тестирования, проведения занятий в форме ролевых игр и т.п.
В 1978 году был создан Центральный методический совет как орган, организующий и направляющий методическую деятельность вуза, затем цикловые (предметные комиссии). В 2001 году учебный отдел (с 1931года учебная часть)  был преобразован в учебно-методическое направление. 

В 2010 году, с переходом на ФГОС ВПО в вузе были созданы методические комиссии специальности (МКС) по каждой, из реализуемых в УГМУ  основной образовательной программе ВПО.  Основные задачи, стоящие перед МКС это выработка  Миссии, целей, задач ООП ВПО, определение области, объектов, видов, задач  профессиональной деятельности выпускника на основе требований ФГОС/ГОС ВПО в соответствии  с традициями педагогической школы УГМУ и потребностей заинтересованных работодателей.
Центральный методический совет УГМУ является основным органом координирующим методическую деятельность на уровне вуза, факультета, кафедры, определяющим общность целей и задач вуза, бережно сохраняющим и транслирующим  ценности методической школы, поддерживающим интерес профессорско-преподавательского состава к научно-методическим исследованиям, разработкам.

В настоящее время традиции методической школы продолжаются и развиваются в направлениях:
-организационно-методическом
-научно-методическом
-методическом
-подготовки, усовершенствования  педагогических кадров

Основными результатами методической деятельности в УГМУ последних нескольких лет можно считать создание базы локальных нормативных документов по организации и управлению методической работой в вузе, проведение ежегодных научно-методических конференций, подготовка и издание  учебников, учебных пособий с грифом УМО, ФИРО, внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений обучающихся, разработка на основе компетентностного подхода методического сопровождения учебного процесса, симуляционных курсов, создание  центра формирования коммуникативных навыков, использование  электронных учебно-методических материалов по отдельным дисциплинам и по ООП в целом, разработка и применение в учебном процессе виртуальных лабораторных работ, дистанционной поддержки самостоятельной работы студентов, использование информационно-коммуникационных технологий  и многое другое.

Рассматривая методическую школу УГМУ в первую очередь, как  систему, транслирующую и развивающую накопленные  идеи и ценности в поколениях преподавателей, нынешний профессорско - преподавательский состав университета реализует преемственность, воспитывая и обучая молодые научно-педагогические кадры. В реализации образовательной  программы  дополнительного профессионального образования Педагогика высшей школы  принимают участие профессоры, доценты кафедр и учебно-методического управления УГМУ, успешно и творчески занимающиеся методологической проблематикой.  «Инновационные модели и технологии повышения качества образования», «Компетентностный подход в современном образовании», «Тренинг профессионально-ориентированной дискуссий и общения», «Педагогика и психология высшей школы» - примеры тематического усовершенствования, в рамках которых повышают квалификацию преподаватели, обучаются аспиранты, молодые ученые. Наиболее талантливые обучающиеся, уже на студенческой скамье видящие себя в научно-педагогической деятельности, могут влиять на свою образовательную траекторию занимаясь в научно-образовательном центре УГМУ «Перспектива» по программам «Школа личностного роста», «Инновационные технологии обучения», «Школа риторики и ораторского искусства», где также передают свой опыт, проводят мастер-классы преподаватели  вуза, педагоги, психологи.

Методическая школа УГМУ развивается и совершенствуется, сохраняя приверженность принципам гуманизма и гуманности в подготовке и воспитании выпускников, практикоориентированности содержания, методов, условий реализации образовательных программ, заложенных у самого ее основания. В числе приоритетных задач сегодняшние хранители и проводники этих идей видят внедрение инновационных технологий, приоритет активных  и интерактивных форм обучения, привлечение студентов к учебно - и научно исследовательской работе, использование информационно-коммуникационных технологий, разработку оценочных средств и методов оценивания учебных достижений при реализации компетентностного подхода в обучении, управление качеством  подготовки выпускников. Особо ответственные  и непростые задачи ставит стартовавшая первичная аккредитация специалистов: ориентация на ООП ВО на профессиональные стандарты, учет содержания  трудовых функций, трудовых действий при обосновании ожидаемых результатов освоения образовательных программ – первочередная задача методической школы перед выпуском 2018г. Комплексное и коллективное решение актуальных методологических проблем совместными усилиями  коллективов кафедр, факультетов, вуза  – залог дальнейшего развития методической школы ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.